воскресенье, 26 августа 2012 г.

Методики преподавания, сберегающие здоровье

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Одной из основных проблем на уроках является быстрая потеря или отсутствие внимания у некоторых учеников. 

Высокая эмоциональность, гиперактивность, низкая устойчивость внимания у детей ведут к двигательному беспокойству и потере внимания уже после 10-15 минут занятий. 


Для взрослых, которые занимаются обычно после напряженного рабочего дня, характерна потеря внимания за счет общего утомление, усталости глаз, напряжения мышц шеи. Чтобы удержать интерес учеников к происходящему на уроке, будет полезным менять деятельность с умственной на физическую.

        Прекрасным восстанавливающим средством в данном случае является игровая или физкультпауза.

        Цель таких пауз – снять умственное напряжение, дать занимающимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами физкультпауз или релаксации на скайп-уроках могут быть различного рода движения, игры, пение и т.д.

Обычно физкультпауза проводится в течение 3-5 минут при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

        Для детей физкультпауза может включать элементы зарядки. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово воздействует на чувство и сознание ребят. Например, всем известная песенка-зарядка (под музыкальное сопровождение):

        Hands up, hands down,

        Hands on hips. Sit down.

        Hands up. To the sides.

        Bend left, bend right.

        One, two, three, hop,

        One, two, three, stop!

        Stand still!

        Для развития способности развития координации рук и ног, других частей тела использую игры – пантомимы. Во время знакомства учащихся с английским алфавитом, можно предложить такую игру: ребята должны изобразить (нарисовать) в воздухе рукой ту или иную букву.

        Во время изучения темы «Аnimals», можно предложить ребятам изобразить то или иное животное движением, мимикой, голосом, жестами.

        После письменного задания, чтобы снять напряжение, можно использовать упражнение «Ring». В быстром темпе поочередно нужно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т.д. Затем в обратном порядке. Сначала это упражнение можно проделать каждой рукой отдельно, затем двумя руками одновременно.

        Расслабить мышцы шеи поможет следующее упражнение: учащийся поворачивает голову направо, затем в исходное положение. Снова поворот головы, но уже в другую сторону и т.д. Все команды даются преподавателем на иностранном языке, через движение ученик лучше запоминает иностранную лексику.

        Для развития концентрации внимания предлагаем упражнение «Овощ или фрукт?». Учитель произносит существительные, обозначающие либо овощи, либо фрукты, ученик поднимает руку, если назван овощ, и рука остается на столе, если назван фрукт. Эта игра помогает хорошо запомнить лексику по теме.

        Для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков использую песни, скороговорки, пословицы.

        Для управления высшими психическими функциями, укрепления силы воли, улучшения внимания, регулировки частоты сокращений сердца, нормализации дыхательного ритма использую элементы аутогенной тренировки: учащимся предлагается принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, предлагается слегка наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу «кучера».

                                          Расслабление

        Тихим голосом учитель говорит: I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. My body is resting. Nothing can trouble me.

                                      Чувство тяжести

        Расслабление мышц воспринимается как чувство тяжести. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right arm is heavy. All my muscles are relaxed and resting. I am quiet.

                                                Чувство тепла

        Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему: My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention.

                                   Заключительная часть

        Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным: I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light.

      Анализ проведения урока с позиции сбережения здоровья:

  •     Преподаватель должен создать со своей стороны максимально комфортные условия: хорошее качество видеоизображения, четкость материалов, которые визуально воспринимаются легко и понятно,  исключить присутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  •     Виды учебной деятельности должны постоянно чередоваться: устный диалог с учащимся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Норма: 4-7 видов за урок.
  •     Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности согласно ориентировочной норме должна быть равна  7-10 минутам.
  •     Важно число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
  •     Чередование видов преподавания должно происходить не позже чем через 10-15 минут.
  •     В работе со взрослыми необходимо наличие и выбор методов на уроке, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
  •          Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке важны, нужно проанализировать их место, содержание и продолжительность.
  •     Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, заставляет ученика задумываться о своем самочувствии и улучшении условий обучения.
  •      Большую роль играет наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
  •      В индивидуальной работе очень важен психологический климат на уроке.
  •      Для улучшения психологического климата на уроке будет полезно введение эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.д.
  •      Препоадватель должен следить за плотностью урока, т.е. количеством времени, затраченного учениками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%.
  •     Преподаватель должен видеть момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности, чтобы менять нагрузку.
  •      Ещё одним важным моментом является темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», когда нет времени на вопросы учащихся, а также быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания - это всегда плохо.

Важно, когда урок завершается спокойно: ученик имеет возможность задать учителю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом,  попрощаться с учеником.

Английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, чешский, корейский, японский по Скайп в онлайн-школе Speaki!
            

Комментариев нет:

Отправить комментарий